Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

Современное отношение государственных и церковных чиновников и к атеизму и свободомыслию выражена в форме: "Атеистическая модель мироустройства обречена на провал", поскольку "пагубны попытки строить мир без бога". Эти цитаты приводят авторы книги "Свободомыслие и атеизм: идеи и лица" в предисловии к ней.
После развала СССР в Российской Федерации происходит ренессанс религий, государство, в лице корпорации чиновников, прилагает усилия для проникновения во все сферы жизни общества идеологии "духовности", как некоей меры ценностей общественной и личной жизни. Причем, судя по приведенным цитатам, церковные чиновники по инерции продолжают "строить мир", следуя заветам классиков марксизма-ленинизма, только поменяв знаки со "зло" на "добро". Если в СССР религия, ее деятели и их деятельность была несомненным злом, личным и социальным, "опиумом для народа", то в 21 веке в общественное сознание продвигается неприятие атеизма и свободомыслия. 
Понятно, что любая организация людей следует в своей деятельности некоей сверхценной идее, пользуется некоей идеологией, для привлечения в свои ряды сторонников, или клиентов, обещая им в будущем материальные или "духовные" дивиденты, реальную или выдуманную прибыль, лучшее существование в лучшем мире. Условные "коммунисты" строили лучший мир на земле, а современные православные чиновники (фактически те же люди) рассказывают о "провале" атеистической модели, становясь такими же "отрицателями" по отношению к идее коммунизма и атеизма, как атеисты, по их мнению, по отношению к идее бога (теизма).
Именно навязывание обществу некоей "единой правильной" идеологии не создает потенции общественного и личного развития, которое невозможно без сравнения различных взглядов, идей, социальных практик, свободного выбора для себя модели собственного будущего, а не зафиксированного в неких догмах, даже если эти догмы, представления об "устройстве мира" и существуют несколько тысячелетий.
Фактически любой строительный план - проекция не только будущего физического строения, но и способов его реализации, и отличие религиозной модели от атеистической заключается в том, что "строительство" осуществляется в разных "пространствах". 

 

Атеисты строят свои планы сообразуясь с физической реальностью, пользуясь достижениями современной им науки, сверяя процесс строительства (или моделирования будущего) с реальным опытом, личным и коллективным. Религиозное "строительство" обращено в метафизическую реальность, трансцендентную, ощущаемую через субъективные "откровения" и "озарения" и, в отличие от научной практики, ищущей наиболее адекватное представление реальности через взаимодействие с ней, довольствуется заранее принятой истиной о наличии некоего непостижимого человеческим умом существования, из которого и происходят все явления видимого, физического мира. 
Фактически религиозное мышление (строительство модели мира) обращено к опыту прошлого, архаическому методу наделения всех взаимодействий во вселенной некими разумными силами и чувствами, подобными человеческим. Соответственно "небесной иерархии" придаются черты и свойства актуального человеческого социума, "наверх" в "недоступное при жизни" проецируются и актуальная мораль и отношения наследования и т.п.

Предлагаемая к прочтению книга С.В. Иванеева и З.А.Тажуризиной вполне может служить ориентиром в запутанном "духовностью" общественном сознании россиян.
Книга разделена на три части, - первая, "Идеи", - содержит словарь терминов и несколько статей по разным вопросам и темам, касающимся гуманизма, атеизма, вопросов воспитания, исторических тенденций развития общественного мировоззрения. В современном российском обществе актуальна (воспринимаемая по ключевым, популярным словам) статья З.Тажуризиной "Отношение к атеизму в христианской традиции", которая заканчивается вопросом, - " (стоит) задуматься о том, этична ли многовековая травля той части человечества, которая не признает природу, человека и религию творением сверхъестественных сил".

Вторая часть книги посвящена лицам атеизма и открывается материалом о создателе первой вузовской кафедры религиоведения СССР. В целом раздел открывает читателю почти забытый пласт огромной интеллектуальной работы людей, отдающих себя всецело идее свободомыслия, выявлению исторических, объективных причин существующего положения вещей. Особо следует отметить очерк о Ю.Г. Петраше, ветеране второй мировой войны, участнике конференции Фонда "Здравомыслие" 2012 года.

Третья часть книги включает в себя материалы Тажуризиной З.А., актуальное интервью по вопросам религиоведения и прогноз на будущее, а также положения спецкурса "История атеистического движения в СССР", список литературы к нему, краткий обзор периодов истории свободомыслия в России. Заканчивается книга пожеланием молодым атеистам: "Быть отважными защитниками научного мировоззрения, достоинства человека, его права на счастливую жизнь на Земле".

И.Ю.Кондратьев
@interrno

Яндекс цитирования  АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Безопасность радиоактивных отходов  СССР. Лучший Опыт