Светское государство, экологическое мышление и научная картина мира

Уважаемые друзья, коллеги, граждане! Я представляю Межрегиональную общественную организацию «Российское гуманистическое общество». Мы возникли в 1995 г., 17 лет тому назад. Срок немалый. Мы возникли как организация, предложившая обществу третий путь, не в прошлое, большевистское и не в позапрошлое, клерикально-монархическое, а путь в завтра, в человечную демократию, основанную на научной картине мира, на светской этике, на законе и праве, закрепленных в Конституции и Всеобщей декларации прав человека. Мы, члены РГО, все его 32 региональных отделения могли бы гордиться тем, что за это время не сломались, не исчезли и не изменили своим принципам. Но у нас нет ощущения успеха, потому что нам не удалось докричаться до значительного числа людей и достаточно прочно закрепиться в общественном сознании и культуре. И понятно почему. Мы стали свидетелями чудовищной реставрации, отката от фундаментальных человеческих ценностей, реставрации, грозящей синтезом и коричневого, и сталинистского, и монархического, и черносотенного, и чекистского и коррупционного начал в жизни, т.е. объединением всех самых мракобесных, темных и реакционных сил в истории России.

Но какой бы извращенной не оказалась постсоветская реальность, она не может отменить идей, которые были ясно сформулированы несколько столетий назад великими учеными и просветителями Запада и России, и которые прочно вошли в жизнь все цивилизованных стран мира.

Для нас, российских гуманистов, очевидно, что становление и развитие конструктивного гражданского общества – это вопрос о том быть или не быть демократии в России. Но ключевой вопрос здесь, каково существо тех ценностей, которые составляют или должны составлять нравственную и правовую основу гражданского общества. Оно по определению не может быть националистическим,  религиозным и идеологическим, его фундамент должны составлять общечеловеческие правовые, этические и экологические принципы, все лучшее в российской культуре.

В последнее время поиск стратегии развития страны велся вокруг, так называемой «русской идеи», которая понимается чаще всего как религиозная и имперская. Светские гуманисты не отрицают принцип свободы убеждений и совести, не отрицают ценностей патриотизма, но мы считаем, что настало время обратиться к здравому смыслу, к общечеловеческим ценностям, на основе которых живет всякое нормальное демократическое общество.

Мы, гуманисты России пришли сюда не с пустыми руками. За эти годы Российское гуманистическое общество сумело объединить вокруг себя сотни ученых и активистов, создать региональную структуру, прочные международные связи, издать более 50 книг по свободомыслию, гуманизму и критическому мышлению, создать ряд атеистических и гуманистических сайтов, издавать журнал «Здравый смысл». Мы, начав с нуля, создали надежный теоретического плацдарм светского, гражданского гуманизма, завоевали достойное место в пространстве рунета. Применительно к российским условиям нами разработана концепция современного гуманизма как системы ценностей, и стиля мышления, сформулирован комплекс соответствующих рекомендации для гражданских и государственных образовательных организаций. Много внимания было уделено созданию учебных и воспитательных программ, отвечающих потребностям современного научного и светского образования и просвещения.

И мы говорим здесь: вот, возьмите все это, наши возможности и ресурсы – это и ваши возможности и ресурсы, тем более никогда не было и не может быть монополии на гуманизм.

Так что же нужно, чтобы начать в России эпоху нового, подлинно демократического просвещения, светского образования и воспитания? Чем плох светский гуманизм в качестве общегражданского морального кодекса? Чем плоха система ценностей гуманистического научного и демократического мировоззрения? Почему все это было отброшено уже в начале нулевых годов? Причин много. Прежде всего сказалась инерция советского мышления и психологии. Сознание советского человека оказалось несовместимым со свободой и настойчивостью в защите своих прав. Бессмысленно говорить, что истинное, а что ложное в мировоззрении советского человека. Его содержание было искусственным, экспериментальным, оно было не принято свободно и сознательно, а было вдавлено в мозги тотальной идеологической пропагандой в ходе безумного советского эксперимента. В 90-е гг. мы только думали, что мы демократы, но на деле оставались людьми с изуродованным мировоззрением. В новых условиях оно развалилось и отвалилось от людей, как старая штукатурка. Ничего кроме страха и потерянности население не испытывало. А когда послеельцинская власть стала сознательно тормозить демократические и освободительные процессы, то у населения исчез и без того малый шанс прорваться к свободомыслию, к критическому, реалистическому и гуманистическому мировоззрению и психологии. Сказалась и наша вековая бедность. Россияне никогда не жили в массе своей зажиточно и сыто. Когда же поднялась первая волна свободы, она была обречена быть мутной и грязной. На фоне грабежа сверху искус корысти и эгоизма стал расти и снизу. Когда победил личный и коллективный эгоизм, началось разложение культуры. Массовому свободомыслию и достоинству неоткуда было взяться. Из одной веры народ повалил в другую, как оказалось вполне средневековую и невежественную. Все, что было связано с простыми человеческими нормами и приличием стало неприличным. Быть порядочным и свободным человеком оказалось непорядочно, смешно и неуместно. Все опьянели борьбой друг против друга. Все это могло бы казаться словами, если не те социальные болезни, которые быстро возникли и распространились в этом российском беспорядке. Эти социальные болезни – алкоголизм и вымирание, бродяжничество и туберкулез, бездомные и сироты, наркомания и коррупция, произвол власти и глубокое падение нравов… И все это происходит на фоне вульгарного, невежественного и самодовольного православного клерикализма.

Я понимаю, что, говоря о гуманизме, я выгляжу как белая ворона. Как кажется, говорю не о том. Что ж, я посетил практически все Гражданские форумы. На них шли ожесточенные дискуссии по вопросам политики и политическим технологиям. Все думали, как отодвинуть власть, все ее яростно критиковали, и все жаждали власти. И никто не хотел думать, а какую систему ценностей мы можем предложить людям, какой позитив мы им предлагаем, кроме разговоров о демократии, политической конкуренции, честных выборах и т.д. Да, это важно, но честно может победить и негодяй…

Так где же у гражданского общества позитивная сторона его стратегии? Разве не симптом, что люди стесняются или боятся говорить о человеческих ценностях, о гуманности, в конце концов? Мы объединяемся против кого-то или против чего-то. Но во имя каких ценностей мы объединяемся? В чем наш конструктив? Вокруг каких моральных, гражданских и правовых ценностей мы должны объединяться? Какое общее мировоззрение – не идеологию и не политическую стратегию – мы можем предложить людям взамен религиозных ценностей? Я считаю, что такой платформой может быть светский или гражданский гуманизма. Почему гуманизм? Потому что это открытое демократическое мировоззрение, которое совместимо с широким спектром философских, политических, правовых, экономических и экологических убеждений. Потому что гуманизм не является идеологией или религией, и он свободен от догматизма и фанатизма.

Я должен сделать упрек своим коллегам и соседям по мировоззрению, российским атеистам. Я хорошо знаю многих лидеров атеистических организаций, и я с большим уважением отношусь к их мужеству и смелости в их борьбе с религиозным мировоззрением и клерикализмом. Они ведут эту борьбу в тяжелых и неравноправных условиях, фактически в условиях гонений со стороны власти. Между тем вот уже почти 20 лет атеистическое движение весьма разрозненно и фрагментарно. Среди атеистов мало воли к объединению. Преобладает честолюбие, слаба среди атеистов и моральная составляющая. Многие захвачены пафосом отрицания, борьбой против церкви. Это стало самоцелью. Но нам необходим и позитив, простой, понятный и привлекательный для населения России. Нам необходимо сформулировать то общее, во имя чего мы выступаем против клерикализма, черносотенства, религиозного фундаментализма и экстремизма, против архаичных верований и практик. Нам необходима солидарность. Нам необходимо понять, что большинство называющих себя православными не являются таковыми. Фактически они индифферентисты, они не знают своего бога, им кажется, что они православные или мусульмане, а они просто сбитые с толку люди и им не из чего выбирать, никто не предлагает им позитивных ценностей, никакой нравственности, никаких моральных ориентиров, никакого положительного, жизнеутверждающего мировоззрения. У них вообще нет никакой альтернативы перед лицом «традиционных религий», поощряемых всей финансово-бюрократической мощью государства.

Если не формальное, то хотя бы моральное объединение свободомыслящих, атеистов, антиклерикалов и гуманистов может сделать одно важное дело. Мы можем и должны предложить обществу систему ценностей, облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство. Что значит облагородить? Это значит не поддаваться на провокации людей, стремящихся соединить атеизм с нарочитым эпатажем и провокациями с целью создать ту или иную сенсацию и поразить воображение обывателя. Вести борьбу с религией и клерикализмом в стиле гламура или вульгарности – это фальшь и ее нужно избегать. Всякого рода хулиганство, грубость в борьбе с церковью способны обострять человеческие отношения и запутывать суть дела. И конечно нам нужно остерегаться рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма.

Я призываю атеистов, во-первых, к объединению и созданию адекватной институциональной структуры свободомыслящих, во-вторых, к единению с научно-просветительскими и гуманистическими обществами, конкретно – с Российским гуманистическим обществом.

Это не значит, что РГО – это утес среди грязных волн антикультуры и клерикализма в России. Но если мы, гуманисты, свободомыслящие, антиклерикалы, рационалисты, секуляристы, атеисты, просветители, ученые, все здравомыслящие люди объединимся, то мы может обрести такой голос, который услышат широкие круги населения, и мы сможем быть реальным центром притяжения для общественного сознания, мы сможем обрести реальное интеллектуальное, мировоззренческое и моральное влияние. В конце концов, именно это главное – быть фактором моральной и гражданской реконструкции общества.

Этим призывом к единению сил разума, свободомыслия и гуманизма против современного мракобесия в России я и хочу закончить свое выступление.

Спасибо за внимание.

Яндекс цитирования  АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ – Портал об эволюции человека RUSSIAN SETI – Поиск Внеземного Разума Безопасность радиоактивных отходов  СССР. Лучший Опыт